Vsemogushka (vsemogushka) wrote in psy_baby,
Vsemogushka
vsemogushka
psy_baby

Categories:

Помогите наладить общение с ребенком?

Предыстория.

Ребенок развивался до 1г 3м очень хорошо по всем параметрам. К этому возрасту в запасе было более 30 слов (в том числе такие сложные как "мальчик", "спасибо" и прочее). Охотно добавляла последние слова в строчках любимых стихов А. Барто. С неменьшим удовольствием изображала "мишку косолапого" и прочие стихотворные игры. В 1г 3 м я отлучила ее от груди и ребенок замолчал. Постепенно исчезли из лексикона все слова, которыми она оперировала, осталось только "мама" и "кися". Невролог, к которому мы обратились, сказал, что это стресс - реакция на отлучение от груди (ГВ сворачивалось постепенно, в течении 1,5 месяцев сводилось на нет) и предложил ждать. Ребенок "молчал" год. В 2,5 года у нас диагностировали повышенное ВЧД и началось интенсивное лечение. Прогресс был очевиден. Ребенок начал сыпать словами любых грамматических форм, при этом употребляя их в верном падеже. Цитирует любимые строки из стихов. Когда играет сама, то ее рот не закрывается. Она постоянно что-то говорит (не всегда понятно), но эмоциально, по ролям. С удовольствием озвучивает персонажа, за которого играет в данный момент. Очень любит эдакие "превращения": представляет себя лягушкой, прыгает и говорит "лягушачим" голосом (смотрела мультик, где была говорящая лягушка), четко передавая тембр и интонации. Таких "героев" у нее очень много.

Проблема.

Ребенок словесно не общается с нами (родителями, детьми в саду, воспитателями, вообще ни с кем). Вот как это проявляется..
Начинаю с ней разговаривать - отводит глаза. Задаю вопрос - молчит. Причем слово "да" - она до сих пор не говорит (ей 2,10). Могу спросить: "ты кушать хочешь?". Она радостно кричит "кушать" и бежит сразу на кухню, садится за стол. Если предлагаемое ей нравится, то она смехом демонстрирует свое одобрение и далее выполняет то, что следует из предложения (гулять, играть в мяч, рисовать, кушать, купаться, идти в садик и т.п.). Если предложение не нравится - немедленно кидает вещи на пол, которые оказались под рукой, кричит "не надо" и очень часто падает на пол (в садике тоже). Когда начинаешь ей рассказывать сказку - начинает заниматься своими делами. Но стоит только начать читать эту сказку в книге - сразу благодарный слушатель, в такие минуты она внимательно слушает и смотрит мне в лицо. Однако, если сказку я "читаю не глядя в книгу, а глядя на нее" - слушание прекращается. Узнать от нее, что она делала в садике, что кушала, как зовут деток - бесполезно. Абсолютно любой вопрос встречается молчанием. Иногда мне кажется, что она просто не слышит вопроса (слух отменный) или не понимает, что на вопрос нужно отвечать.
В свои игры старается никого не допускать. Иключение составляет: лепка, рисование и игра в мяч. Любит мозаику, конструкторы. Однако, она очень негативно реагирует на вмешательство, тем более, если предлагаешь создать конструкцию из мозаики, которую она раньше не пробовала. И, тем не менее, через нескоторое время замечаешь, что она создает ту же конструкцию, что ей предлагалась, но была отвергнута.
Проблем это "необщение" пораждает массу. Мы не всегда понимаем, что она хочет. При этом бывает, что она просит сама (оооочень редко): хочу яблоко, хочу рисовать, хочу электричке ехать и т.п. Чаще всего ее неугаданное желание - это крик, визг и швыряние предметов.
Детей очень любит! В садик пошла с удовольствием и по утрам туда просто бежит. При этом воспитатели отмечают, что с детьми она играет очень активно, но разговаривать не пытается, общение на уровне междометий. А с воспитателями не разговаривает, просто выполняет привычные действия и, если ей что не нравится, ложится на пол и молчит.
Пытались научить ее говорить на "собственном примере". К примеру, забираю из садика, заблаговременно изучив меню. Спрашиваю и сама же отвечаю: Катя, ты в садике кушала? - да, кушала. - Ты кушала сосиску? - Да, кушала сосиску. - Сосиска вкусная? - да" и т. п. С мужем разыгрывали стандартные ситуации, когда я многократно задаю вопрос, а он отвечает.
Предлагаю ей выбрать колготки, называю цвет каждых. Она не отвечает, просто подходит и выбирает понравившиеся.
Очень требовательна и консервативна. Проговариваем практически каждое предстоящее действо, иначе она может отказаться вообще что-нибудь делать, если сценарий ранее был ей неизвестен. К примеру, говорю, что мы сейчас идем сначала на почту, потом в аптеку, потом в магазин, а потом гулять. ПОвторяю несколько раз дома, потом на улице и тогда проблем нет. Мы спокойно выполняем назначенную программу. Если же, я не сказала, что надо помимо почты и магазина зайти в аптеку - истерика обеспечена, договориться с ней зайти в аптеку - нереально. На улице тоже с нами не разговаривает. Исключение составляет ситуации, когда она что-то увидит интересное, к примеру, весело разрисованный троллейбус, тогда она тянет меня за руку и кричит: мама, смотри троллейбус.
Дочь очень веселая, эмоциальная и ласковая.
В семье обстановка спокойная. Муж дочку очень любит. Она в нем души не чает. Все активные игры обязательно подразумевают не только маму, но и папу. Но когда она не в духе, папу гонит из комнаты и даже иногда замахивается.
Родители мужа утверждают, что у него в детстве был точно такой же характер, он тоже поздно начал говорить (ближе к 3), столько же было агрессии и негативизма. Однако после 3 лет он успокоился и на сегодняшний день это флегматик с золотым характером, к тому же обладатель незаурядных умственных способностей.
Очень переживаем за свою девочку, т.к. отстутствие с ней обратной связи очевидно отрицательно сказывается на ее развитии. Пытались пробиться к психологу, но нам посоветовали сначала справиться с давлением, а потом уже приходить.
ПОдскажите пожалуйста, как выстроить свою линию поведения, чтобы быть дочкой услышанной, чтобы научилась не просто говорить, а разговаривать, задавать вопросы, общаться?

Буду благодарна всем, кто даст конкретные рекомендации и не отмахнется банальным "идите к врачу".

P.S. Вопрос также задан в defektologija.
Tags: 1-3 года, общение мама-ребенок, отставание, развитие, речь
Subscribe
promo psy_baby february 19, 2016 09:12 Leave a comment
Buy for 1 000 tokens
Оригинал взят у svetlyachok в Серия вебинаров "Счастье есть. Интуитивное питание в семье" начинается уже сегодня! Внимание! Если вы не попали на лекцию 17 февраля в Москве. Попали, но вам мало и вы хотите продолжения. Вообще не понимаете, о чем я, но вас интересует тема…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 59 comments