?

Log in

No account? Create an account
Mar. 22nd, 2007 @ 12:18 pm (no subject)
About this Entry
shapito:
[User Picture Icon]
From:ptzy
Date:March 22nd, 2007 10:09 am (UTC)
(Permanent Link)
>>надо было всего-то для преодоления этого кризиса НЕ сопротивляться идиотским требованиям ребенка, но молча им подчиняться

Это универсальный рецепт? Подходящий для любого требования любого трехлетнего ребенка? Если ребенок говорит "мама, не ходи сегодня на работу" - следует молча подчиниться?
[User Picture Icon]
From:shapito
Date:March 22nd, 2007 10:12 am (UTC)
(Permanent Link)
страная мысль.
мне даже показалось, может, я что-то не так поняла....
From:metanymous
Date:March 22nd, 2007 12:42 pm (UTC)
(Permanent Link)
--надо было всего-то для преодоления этого кризиса НЕ сопротивляться идиотским требованиям ребенка, но молча им подчиняться
--Это универсальный рецепт?

Это идеальный рецепт.

Подходящий для любого требования любого трехлетнего ребенка?
Любого ребенка, который в три плюс-минус проходит через этот кризис.
Дело не в "любом требовании" взятом самом по себе. Дело в контекстах, в которых эти требования предъявляются:
--требования идиотские, но по контексту вполне выполнимые. Выполнять. Ежели только родитель понимает что происходит
--требования невыполнимые по контексту. Контекст постоянно повторяется. Например, невестка жалуется, что внучка клинит в магазине - требует купить игрушки, а денег на покупку с собою нет. Рекомендация - при первых же признаках - хватать сына в охапку и молча тащить домой. Не ругать, не наказывать, на истерики не обращать внимания. Это ключ - именно родительские слова/говорение зацикливает ребенка на конкретных ситуациях и вычурных требованиях. Дома молча предоставлять самому себе. А как только возникает КОМПЕНСАТОРНАЯ ситуация каких-то требований уже дома - действовать по штатному расписанию. Эпизод в магазине забыть. Такой подход позволяет обнаружить - что ребенок достаточно пластичен и с готовностью начинает сам искать ситуаций, в которых его вольница допускается.
--требования невыполнимые. Контекст возник впервые.

Если ребенок говорит "мама, не ходи сегодня на работу" - следует молча подчиниться?
Молча пойти на работу. Но потом самой ЖДАТЬ и ИСКАТЬ компенсаторные ситуации из класса ситуаций "куда-то маме не ходить". Можно их заготовить. Можно их "подсунуть ребенку", по-сути, спровоцировать и с готовностью сыграть по его сценарию. Нет времени, нет сил? Это понятно. Нет на то родительского желания? Будь на то у меня ресурсы - я бы снял учебный фильм, который был бы посвящен примерам как родителю себя вести вперемешку с набором демонстраций, на что похожи в жизни взрослые с деформированным по неполному его формированию эго.
[User Picture Icon]
From:ptzy
Date:March 23rd, 2007 08:25 am (UTC)
(Permanent Link)
Спасибо за ответ. Я уж, честно говоря, испугалась было, что в сообществе появился еще один "универсальный советчик". Обжегшись на молоке, как говорится. :-)
Очень рада, что ошиблась. С понятием "компенсаторная ситуация" не знакома, но очень похожим образом веду себя со своим трехлеткой. Приятно, что у того, до чего дошла своим умом, есть научно-практическое обоснование. :-)
From:metanymous
Date:March 26th, 2007 05:48 am (UTC)
(Permanent Link)
Спасибо за ответ. Я уж, честно говоря, испугалась было, что в сообществе появился еще один "универсальный советчик".
Да уж, я и сам боюсь/не хочу превращаться/выглядеть таким универсальным советчиком. Поэтому даже специально ограничиваю свое участие в пси-беби, не смотря что и жизненный опыт вполне конкретный да и моя профессия требует ежели и выдавать, то очень уж проверенные и конкретные советы. Но сама тема трехлетнего кризиса развития, хроническое непонимание родителями (чаще мамами) природы этого НЕОБХОДИМОГО кризиса - делает эту тему "универсальной". Очередной душещипательный пост вызывает у меня нарушение свого же зарока и я в очередной раз разражаюсь эээ универсальными, но надеюсь, конкретными советами.

Обжегшись на молоке, как говорится. :-)
Универсальные без реального опыта теоретики/советчики это проблема.

Очень рада, что ошиблась. С понятием "компенсаторная ситуация" не знакома,
Это вполне обычное рабочее по необходимости понятие.

но очень похожим образом веду себя со своим трехлеткой. Приятно, что у того, до чего дошла своим умом, есть научно-практическое обоснование. :-)
Да уж, научно-практическое обоснование всегда в большой цене и дефицит:
http://metanymous.livejournal.com/64548.html
From:metanymous
Date:April 7th, 2007 06:59 am (UTC)
(Permanent Link)
Диагностика ментального кризиса
http://ecsocman.edu.ru/images/pubs/2006/11/03/0000293672/2002_n1_p153-165.pdf
Кризисы возрастного развития.
http://www.dreamkids.ru/texts/krz.htm

From:metanymous
Date:April 7th, 2007 07:00 am (UTC)
(Permanent Link)
Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология
http://lib.ru/KIDS/OBUHOWA/psihologia.txt

[User Picture Icon]
From:metanymous
Date:April 7th, 2007 07:05 am (UTC)
(Permanent Link)
4. Кризис трех лет
Знаменитый кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе "О личности трехлетнего ребенка". Ею были выделены несколько важных симптомов этого кризиса.
Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте.

Упрямство.
Это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.

Строптивость.
Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость, носит более генерализованный и более безличный характер Это протест против порядков, которые существуют дома.

Своеволие.
Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах -- о самостоятельности намерения, замысла.

Обесценивание взрослых.
Ш. Бюлер описала ужас семьи, когда мать услышала от ребенка: "дура".
Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями "Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними", - писал Л. С. Выготский. В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.

Западноевропейские авторы выделяют в кризисных явлениях негативные моменты ребенок уходит, отстраняется от взрослых, рвет социальные связи, которые его раньше объединяли со взрослым. Л. С Выготский подчеркивал, что такая интерпретация неправильна. Ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими. Как считал Д. Б. Эльконин, кризис трех лет -- это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего "Я".

Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действии и отношений в окружающем мире. Феномен "Я сам" означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.

Перестройка отношений возможна только в том случае, если происходит отделение ребенка от взрослого человека. Существуют явные признаки такого отделения, которые проявляются в симптоматике кризиса трех лет (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых).
[User Picture Icon]
From:shapito
Date:March 23rd, 2007 09:32 am (UTC)
(Permanent Link)
Хорошо. а поконкретней. вы пишите, что в случае с невыполнимым контекстом, главное - не объяснять. А если ребенок иногда отказывается по утрам идти в садик. Я вполне успешно применяю метод: не хочешь в садик? а давай почистим морковку и ты будешь ее по дороге грызть!
Я не хватаю молча в охапку и не веду в садик. не зацикливаю ли я его подобными разговорами на этой теме по описанной Вами схеме?
И еще, исходя из того что Вы пишите, детский садик просто напросто исключен до тех пор, пока не родится это самое эго. Все члены семьи участвующие в воспитании (бабаушка по выходным тоже) должны понимать это и четко следовать инструкциям. А если это невозможно? Не видать такому ребенку родившегося в правильных условиях эго? Или достаточно того, что значимый взрослый (мать) будет в редкие совместные часы практиковать эту теорию?
И еще. Допустим, я практикую эту теорию. В какой момент я должна переключиться с неделания, с наблюдения зарождением эго на установку разумных границ его, эго, границ?


[User Picture Icon]
From:metanymous
Date:April 7th, 2007 06:35 am (UTC)
(Permanent Link)
http://www.magiclamp.ru/rodaki/dety_rodaki/upriames.htm
Шаг второй: спокойствие, только спокойствие

Ежедневная горячо любимая прогулка теперь по техническим причинам периодически срывается. Выдержать полуторачасовые сборы, прерывающиеся катанием по полу, брыканием и истошными воплями тяжело и мне, и Маше. На самое обычное “Машенька, давай собираться гулять” следует неизменное “не хочу!” Я легко соглашаюсь: “Не хочешь – как хочешь. Оставайся дома”. Конечно, маленькую вредину такой ответ не устраивает. Ведь, на самом деле, гулять-то ох как хочется! Во дворе ждут качели и приятели, а на роднике – утки и голуби. Реакция не заставляет себя долго ждать: “Гуля-я-я-ть!!!” Я невозмутима: “Отлично! Ты наденешь джинсы или красные брюки?” На некоторое время Машка нейтрализована необходимостью выбора, но почти сразу же находит какой-нибудь другой мелочный повод для очередного приступа крика. Когда время, отведенное для решения конфликта мирным путем, исчерпывается, я молча ухожу в другую комнату, оставляя бедную девочку один на один со своим горем. Ни злости, ни раздражения нет. Я убедилась, что в момент истерики любые попытки пожалеть, приласкать, отвлечь вызывают только усиление приступа, и постепенно научилась на некоторые промежутки времени абстрагироваться от Машиного крика. Минут 5 из соседней комнаты доносится вой, постепенно он стихает. Это и понятно, кричать без свидетелей не интересно. Да, собственно, кричать-то уже и вовсе не хочется, да и не хотелось совсем, просто так положено… Теперь главное выждать еще чуть-чуть, иначе приступ может возобновиться. Приходит Маша, вымотанная, с мокрыми волосами, утыкается носом мне в колени. Я молча глажу ее по голове, чуть-чуть, ласково стыжу. Инцидент исчерпан… до следующего раза.