?

Log in

No account? Create an account
Oct. 5th, 2006 @ 04:42 pm Дети и деньги
About this Entry
octavija:
From:_lentochka_
Date:October 6th, 2006 08:25 am (UTC)
(Permanent Link)
Скопирую сюда из Нескучного сада

http://www.nsad.ru/index.php?issue=22§ion=10005&article=475:

Психолог Татьяна ШИШОВА: За учебу поощрять детей лучше подарками и покупками, но не деньгами. Иначе ребенок может остаться незрелой личностью, которая учится не для себя, а для других.
А за помощь по хозяйству «расплачиваться», поощрять деньгами ни в коем случае нельзя. Участие в семейных заботах не должно превращаться в наемный труд, ведь тогда нарушается важный принцип: бескорыстная любовь — основа отношений в семье. К сожалению, я видела много случаев, когда плата детям за помощь по хозяйству приводила к печальным результатам, к вымоганию денег за каждый плевок. У детей формируется потребительское отношение к родителям.
Гораздо лучше, если время от времени награда будет не материальной, например: «мы пойдем с тобой вместе в парк», «я разрешу тебе посмотреть этот фильм».
[User Picture Icon]
From:xenya__
Date:October 9th, 2006 09:00 am (UTC)
(Permanent Link)
Мне в детстве не платили, а давали деньги так, от случая к случаю. Это было плохо.
Вот, психолог Татьяна Шишова предлагает поощрять не деньгами, а общением. "Если ты помоешь пол, пойдем в парк". А если не помоешь - не пойдем.
Деньги - это абсолютная величина, они, как бы сказать, не пахнут. Они не имеют отношения к наиболее важной вещи в отношении ребенка с родителями - общению. И как раз безличный плюсик, увеличивающий еженедельную зарплату, на мой взгляд, меньше навредит, чем приучение ребенка к шантажу на уровне общения: "Хорошо, мама, я помою пол, если ты потом мне почитаешь". От этого недалеко до "За мытье пола ты дашь мне посмотреть мультик". Вот, к чему это приводит.
Я пробовала так, как предлагает психолог: предлагала помочь мне по хозяйству, объясняя, что пока мы всего не переделаем, мы не сможем пойти в парк/вместе посмотреть мультик. Это очень быстро привело к тому, что дочка не хотела делать ничего без вознаграждения. Меня это напрягало. Тогда я заменила вознаграждения на плюсики, которые ставятся в таблице (на стенке висит). По результатам периодически выдается "зарплата". Два рубля за плюсик. Кроме того, в таблице написаны все дела, которые дочка должна делать сама или в которых она может помочь. И ей, особе рассеянной, легче вспомнить свои дела. Теперь о вознаграждении вообще речи нет. Если дочка и помнит о плюсиках, мне она, во всяком случае, ничего не говорит. Сделала что-то - сама ставит плюсик. Иногда я доставляю еще штук десять за разные дела. Пока действует в плане хозяйства, но не действует с уроками. Но это уже другая история.
From:octavija
Date:October 9th, 2006 09:16 am (UTC)
(Permanent Link)
вы пишите, что неденежные вознаграждения привели к тому, что дочка ничего не хотела белать без вознаграждения
а денежные вознаграждения в этому не приводят? Если вы уберете систему плюсиков, дочка не откажется от ведения домашних дел?
если честно, я вообще против системы "ты мне, я тебе", то есть против какой бы то ни было системы вознаграждения, в том числе и поход в парк и кино за хорошее поведение.
Но не выходит.
[User Picture Icon]
From:xenya__
Date:October 9th, 2006 09:39 am (UTC)
(Permanent Link)
Ну, в принципе, летом мы много ездили, было не до грибов ( и не до плюсиков), вроде, дочка никогда не отказывалась мне помочь, когда я ее просила. Никакого вознаграждения за это она не требовала.
Сама, конечно, забывала делать то, что было бы хорошо делать в ее возрасте - заправлять постель, предлагать свою помощь в мытье посуды. Уткнется в книжку или просто улетит куда-то в фантастический мир - и нет ее. Дома в этом смысле ей помогает список на стене. Она человек очень рассеянный.
Отношения-то не совсем денежные. Они "плюсиковые". Конкретно деньги ребенок за домашние дела не получает. Плюсик - как добавление к похвале, еще один позитивный момент, к тому же, это еще и метод самооценки. А потом в конце недели плюсики считаются, я говорю: "Смотри, сколько ты всего полезного за неделю сделала, видишь, и хомяка кормила вовремя, и постель стелила каждый день. Я довольна. Смотри, какая большая зарплата у тебя". А в другой раз - рублей на 6 меньше. "А почему? Ты забыла сделать то-то и то-то, почти не помогала мне на этой неделе". В таком ключе. Как бы зарплата не от меня зависит. Я только деньги выдаю. А сколько - дело не мое. Я не выступаю в роли работодателя.
Кстати, я сама себе тоже пишу список дел и ставлю плюсики. Иногда я смотрю на тетрадку с делами и думаю: "Какая я умница, пойду-ка я в кафешку, порадую себя кофе с плюшкой". И с чувством выполненного долга иду себе в кафе. Сам себя не похвалишь - ходишь, как оплеванный.
From:_lentochka_
Date:October 9th, 2006 07:14 pm (UTC)
(Permanent Link)
Не надо путать общение и поощрение.
Общение не сводится к тому, чтобы сделать для ребенка что-то не обычное. Если это так, то сами родители (без дополнительных прибамбасов) в конце концев рискуют превратиться для ребенка в пустое место, ноль без палочки.
From:octavija
Date:October 10th, 2006 04:57 am (UTC)
(Permanent Link)
ох, рано или поздно родители обязательно превратятся в ноль без палочки - тут уж балуй/не балуй, а переходный возраст неизбежен.
а общение, конечно, к поощрению не сводится.
только где в предыдущем посте об этом сказано?