?

Log in

No account? Create an account
Oct. 5th, 2006 @ 04:42 pm Дети и деньги
About this Entry
octavija:
[User Picture Icon]
From:muhazeze
Date:October 6th, 2006 05:50 am (UTC)
(Permanent Link)
О, я разобралась в чем у нас понятийное непонимание :))
Все, что я говорила про стипендию и поощрение хороших оценок, я имела в виду именно такую работу: ходить в школу и получить в конечном итоге хороший диплом. У меня нет иллюзии, что этим я стимулирую тягу к получению знаний.
Как стимулировать эту тягу? Собственным примером родителей, например. Помещая ребенка в окружение (хорошая школа, интересный кружок и т.д.), где не знать чего-то - стыдно. Расширяя его кругозор, вовлекая его в интересные дела, позволяя ему участвовать в интересной жизни родителей.
Получать знания можно и без школы (и львиная часть знаний приходит именно вне школы, а часто и вопреки :)). Моя точка зрения, возможно, основана на том, что я до 9-го класса училась дома, а в школу ходила именно оценки получать. Родители никак специальным образом не поощряли ни чтения книг, ни получения знаний - это как-то само. Просто рассказывали, отвечали на вопросы, невзначай подсовывали книжки. А вот хороший аттестат - это вполне обсуждалось/поощрялось. Мне представляется, что это справедливая система.

По поводу студенчества. Увы, знания полученные в институте/университете, не будучи востребованы в работе, забываются все равно. Но техническое умение "получить пятерку очень легко" здорово потом пригождается в жизни :))
From:octavija
Date:October 6th, 2006 06:20 am (UTC)
(Permanent Link)
да, определенное понятийное непонимание налицо :))
с другой стороны, мой вопрос был все-таки о маленьком ребенке, который пока не слишком отличает проблему социализации в обществе и получения знаний, интереса к знаниям

[User Picture Icon]
From:muhazeze
Date:October 6th, 2006 06:47 am (UTC)
(Permanent Link)
"Маленький ребенок" ... это такое растяжимое определение... :)
Для ребенка, будь он маленький или большой, главное - чтобы родители отличали проблему социализации в обществе и интереса к знаниям. Я вот утверждаю, что получение знаний напрямую связано с интересом к знаниям. А хождение в школу, получение пятерок, социализация - это отдельно. За интерес к знаниям мне тоже глубоко противно платить. Главное, непонятно, как измерять и оценивать интерес. Получение знаний создается атмосферой в доме или в том коллективе, где ребенок проводит время.
А Вы изначально спрашивали, надо ли платить за хорошие оценки. По-моему, да. Получение хороших оценок - навык исполнительности (делать уроки) или мобилизации интеллекта (сообразил у доски). Можно иметь глубокие знания, но при этом получать плохие оценки. Можно не иметь знаний вообще и хватать пятерки. Я совсем не против поощрять умение получать пятерки.

Кроме того, если вернуться к теме "дети и деньги": я убеждена, что чем раньше ребенок будет вовлечен в отношения "заработал - получил оплату" в тепличных семейных условиях, тем легче и естественнее он будет приспосабливаться к рыночным отношениям во взрослой жизни. Мне представляется очень важным научить ребенка понятию "бюджет" или "накопление" пораньше. Сейчас (когда моей дочери пять лет) это помогло нам полностью убрать проблему "мама, купи мне это!". Хочешь иметь какую-нибудь ерунду - нет проблем, заработай и накопи. В жизни это очень пригодится. Как умение завязывать шнурки или навык чистить зубы.
From:octavija
Date:October 6th, 2006 06:55 am (UTC)
(Permanent Link)
дети и деньги - это вообще для меня интересная тема
я бы очень хотела, чтобы ребенок, что называется, знал цену деньгам
Но слишком рациональный и прагматический подход мне не хотелось бы дополнительно педалировать дома, он и так настойчиво предлагается со всех сторон; отношение к жизни типа "будут деньги - решится проблема"
вот вы говорите "навык исполнительности" - прекрасно. А если он не будет оплачен в том или ином виде, он что, не нужен? Как не перейти ту грань, за которой цениться ребенком начинает только то, что приносит пользу и удовольствие?

[User Picture Icon]
From:muhazeze
Date:October 6th, 2006 07:18 am (UTC)
(Permanent Link)
Скажу сейчас крамольное :))
А зачем нужно то, что не будет оплачено в том или ином виде? Зачем ценить то, что не приносит пользы и удовольствия?
Важно научиться ценить и получать удовольствие от полезных вещей. Читать, например, это большое удовольствие. Мыться тоже. Не знаю, что бы еще в пример привести, что может выглядеть как "священный долг", а на самом деле приносит удовольствие. Ну мыть посуду, например - это удовольствие от сделанного труда. Готовить - кайф. Приготовил ужин вкусно, все рады, все хвалят, какая ж ты талантливая кулинарка, говорят.
Заботиться о ребенке - это трудно, конечно, но ведь сколько удовольствия! Или на работу ходить, если она интересная. Или экзамены сдавать - это вообще экстаз круче компьютерной игры. Мне кажется, что все хорошие поступки/свершения так или иначе вознаграждаются.
Окуджава пел, конечно, "дураком быть выгодно", но ведь на самом деле умным и хорошим быть "выгоднее" в сто раз. Важно, чтобы ребенок обнаружил эту выгоду как можно раньше.

Мне видится цель и смысл своего родительства, чтобы научить ребенка быть счастливым. И по возможности сохранить ему психическое здоровье :)) Для этого я как раз стремлюсь, чтобы в жизни ценилось то, что приносит пользу и удовольствие. В той или иной степени.
From:octavija
Date:October 6th, 2006 07:26 am (UTC)
(Permanent Link)
да, я про подумала уже, если расширить понятие "удовольствие", то все вполне
бескорыстным быть - удовольствие, добрым - тоже, щедрым, любящим...
конечно, это гораздо лучше, чем бесплодное чувство вины
[User Picture Icon]
From:litophage
Date:October 7th, 2006 07:22 pm (UTC)
(Permanent Link)
М-м... а ты уверена, что ему "пользу и удовольствие" будет приносить все то же самое, что и тебе, или кому-то еще?
[User Picture Icon]
From:muhazeze
Date:October 9th, 2006 05:09 am (UTC)
(Permanent Link)
Нет, конечно :)) Больше того, я уверена в обратном. Моя задача - расширить представление о занятиях, приносящих удовольствие. Чтобы было приятно и интересно делать разные вещи: от чтения до мытья посуды.
Но все эти философские рассуждения уже слишком далеко зашли от основной темы поста.
[User Picture Icon]
From:litophage
Date:October 7th, 2006 07:24 pm (UTC)
(Permanent Link)
А за тем, что деньги - далеко не "универсальный эквивалент", что бы нам про них не говорили. Не все может быть ими оплачено.
[User Picture Icon]
From:muhazeze
Date:October 9th, 2006 04:56 am (UTC)
(Permanent Link)
Ты, наверное, невнимательно прочитал. Я вообще не про деньги.
А про закон сохранения энергии. Все "оплачено" в том или ином эквиваленте.