?

Log in

No account? Create an account
Nov. 22nd, 2017 @ 08:00 pm Как говорить с ребенком о его проблеме.
Старожилы меня, наверное, помнят:)
Жизнь продолжает бить ключом и всё по голове. На данный момент у меня трое детей. Старшему 11 лет, он одаренный (со справкой), учится в частной школе для одаренных детей, прекрасно знает, что одарен, и проявляет все признаки подрастающего социопата. Мальчику не завезли при рождении мораль и этику, что уж тут поделаешь, я давно смирилась, а муж и вовсе не считает отсутствие совести проблемой.
Младший сын, восемь лет, из двойни, несмотря на постановление психолога три года назад после полного обследования, что деточка психически здорова, проявляет все признаки поведения того, что раньше называли аспергером, а теперь "спектром", чем дальше, тем веселее, но тут я хотя бы знаю, что делать. (Ничего, ждать, пока нужная для компенсации часть мозга отрастет), муж сам такой же программист. Мальчик тоже в частной школе, не для одаренных, в ту надо сдавать экзамены в этом году, и не факт, что сдаст - слегка не добирает на пробных тестах, но даже та школа, в которой он сейчас, идет на год впереди государственной по программе, хотя переводили мы не за этим, а потому что там маленькие классы.
И его сестра, тоже восемь лет, с тем, что здесь называют расстройством выразительной речи, если дословно, а в России - общим недоразвитием речи. Отставание от свестников примерно на два года и сохраняется. Учится в государственной школе (ни одна частная с этим диагнозом не возьмет, да и не потянет она программу частной школы), учится средненько - на четверки, по языку тройка (если переводить с канадской системы на российскую), что для нее достижение, учитывая отставание. Дома занимается с репетитором английским, ходит в кумон заниматься английским же чтением.
У девочки появляются закономерные вопросы: почему она старается, учится, занимается больше, чем ее братья, а оценки получает хуже, а они по сравнению с ней делают меньше (хотя материал и сложнее), а получают пятерки? Почему братья учатся в частных школах, а она в государственной? Почему только она занимается с репетитором?
О том, что частная школа - хорошо, а государственная - плохо, старший брат рассказывал регулярно и в деталях, и до сих пор при случае вворачивает, хотя уже меньше. Пришлось пригрозить, что если поймаю - переведу в простую школу его самого. Но вопросы остались и их становится все больше.
Девочка коммуникабельная, никаких проблем с общением, спортсменка, у нее 12 часов спорта в неделю, гимнастика и синхронное плаванье, она пытается компенсировать комплекс с учебой спортивными достижениями, но уже понимает, что этого недостаточно.
Как ей объяснить ее проблему, когда это сделать и нужно ли делать это вообще, учитывая повышенную угрозу суицида у таких подростков? У нее проблемы с пониманием абстрактных понятий, с прогнозами на будущее. Я понимаю, что для нее стать учительницей так же несбыточно, например, как для меня - космонавтом. Но она не понимает. Лгать, что "станешь, кем захочешь"? Уклоняться, что "вырастешь, решишь"? Сказать правду? Но как объяснить абстрактное понятие ребенку, не понимающему абстрактных понятий? И как не отбить у нее охоту учиться и работать, если она будет знать, что все равно не сможет достичь желаемого результата? Если в спорте тысячу раз повторить движение - на тысячу первый оно будет идеальным. Она это знает и применяет тот же принцип в учебе. А в учебе он у нее уже не работает. Тысячу раз напишешь слово неправильно - правильным написание не станет.
Здесь советуют не обострять ситуацию и объяснять, что все люди разные, что вот у нее хорошо получается гимнастика, а у кого-то английский и математика. Но интеллект-то у ребенка в норме! Она прекрасно понимает ущербность этого аргумента. Особенно ежедневно видя братьев. Вот сейчас она радуется, что в следующем году начнет учить французкий, потому что братья на французком разговаривают и учат в своих школах. Но она не потянет третий язык, и мы вообще собирались использовать индивидуальный план обучения и не учить французкий. Начнет учить - поймет, что не может ничего выучить. Не начнет учить - тут же возникнет вопрос, почему. И это только одна ситуация, а их с возрастом становится все больше и больше. Некоторые моменты даже потенциально опасны - вроде привычки говорить "да" на все, что непонятно, делая вид, что понимает и со всем соглашаться.
Что с ней делать и делать ли вообще? Муж считает, что надо замалчивать до последнего, пока она не поставит прямой вопрос. Но прямой вопрос она не сможет даже сформулировать, а переживает уже.
About this Entry
enorma1:
[User Picture Icon]
From:natasha_kob
Date:November 23rd, 2017 01:48 am (UTC)
(Permanent Link)
Меня немного удивила ваша установка, что государственная школа хуже и слабее частных. Мы тоже в Канаде. По моему опыту, и те, и те школы могут быть разными. Мало того, мне в своё время показалось, что большинство частных школ - для тех детей, которым по той или иной причине трудно заниматься в обычной школе. В том числе, для таких, как ваша девочка. Может быть, вам надо найти частную школу, где мало детей в классе и смогут девочке уделять внимание.
From:enorma1
Date:November 23rd, 2017 03:58 am (UTC)
(Permanent Link)
Мы смотрели разные частные школы, когда искали для младшего. Либо это роскошный набор понтов за бешенные деньги, а чему и кто там учит вообще непонятно, либо это академически сильные школы, где в детей запихивают как можно больше знаний. Ну и третий вариант - просто плохие школы, непонятно почему платные, но там нет специалистов, впрочем, их нигде нет. Спецшкола для детей с подобными проблемами на все Онтарио, а то и Канаду, одна, и там работают с куда более сложными случаями.
А установка, увы, вынесена на личном опыте. Может в других провинциях иначе, но онтарийская школьная программа убийственна для любого разумного ребенка. Частные школы бывают плохие, бывают хорошие (начальная и средняя, в старшей государственная даже лучше - больше выбор курсов), но вне зависимости от рейтинга государственные - не учат. Смотрите сами, что это за программа с академической точки зрения, если с ней справляется ребенок с двухлетним отставанием в развитии речи?
[User Picture Icon]
From:mfsonya
Date:November 23rd, 2017 03:04 am (UTC)
(Permanent Link)
Найдите speech therapist / language pathologist который занимается отставанием развития языка. Нам очень повезло, нашли хорошего специалиста, два года занятий и мы догнали сверстников.
Прятать голову в песок не помогает, проблема сама не рассосется. Девочке надо помочь.
From:enorma1
Date:November 23rd, 2017 03:53 am (UTC)
(Permanent Link)
Занимались два года у логопеда. Дальнейшего смысла я уже не увидела - игровую фазу ребенок перерос, а грамматику она и дома учит с репетитором. С места сдвинуть ее помогли, но логопед была тоже неоптимистична - говорит, что это состояние пожизненное, "вылечить" нельзя, можно до какой-то степени компенсировать, научиться обходить вокруг. Но само нарушение останется.
[User Picture Icon]
From:ini_j
Date:November 23rd, 2017 04:22 am (UTC)
(Permanent Link)

Моей даме тоже 8 лет, сводила ее в специальный центр для детей с дцп, синдромом дауна и т.д., на консультацию к нейропсихологу. Нам показали набор упражнений под наши проблемы, сказали что гуглить еще — у нас  проблема небольшая. Но там есть инструкторы, они используют набор физических действий на специальных снарядах. Может, и у вас есть такие центры?

From:enorma1
Date:November 23rd, 2017 05:40 am (UTC)
(Permanent Link)
Это с моторикой проблема связана? Нам просто моторику улучшать уже некуда... Я смотрела эти методы и упражнения в учебниках, но у нас какой-то кривой случай - с произношением порядок, с моторикой прекрасно, интеллект не затронут, а вот в одном конкретном месте - затык.
[User Picture Icon]
From:nata_racoon
Date:November 23rd, 2017 04:23 am (UTC)
(Permanent Link)
Моей недавно, в третьем классе поставили дисграфию. Повезло - подруга посоветовала специалиста, исправляем, дело идет. При этом проблемы у нас только с письмом, везде, где писать не надо - пятерки. Я об'яснила ей это так: все люди разные, и разные области мозга развиваются с разной скоростью. Твои одноклассники пока не могут читать с выражением, тебе пока трудно писать. Потом все примерно выровняется. Делай упражнения - догонишь быстрее и будет легче. Упражнения у нас специальные, обычная школьная практика "пиши больше" не помогает - как и в вашем случае, насколько я поняла. Дочка подруги, которая присоветовала нам специалиста, тоже с дисграфией, потом на олимпиадах по русскому побеждала и два иностранных языка освоила.

Edited at 2017-11-23 04:23 am (UTC)
From:enorma1
Date:November 23rd, 2017 05:43 am (UTC)
(Permanent Link)
Но ведь в ее случае это будет неправда - она никогда не догонит в полной мере своих одноклассников, а подавляющее большинство ее однаклассников никогда не плюхнутся в шпагат из любой позиции. Пока что мы объяснили репетитора тем, что у нее не пятерка по английскому, вот когда будет пять, точнее, если, тогда перестанет заниматься. Да, методика отличается - больше визуального амтериала, кинестетика, но основное - повторение до опупения.
[User Picture Icon]
From:curious_me_007
Date:November 23rd, 2017 06:14 am (UTC)
(Permanent Link)
Психодидактический тест девочка проходила?

Психодидактичекий тест может показать то, что называется learning disabilities. Если есть learning disabilities - то нужен не просто логопед, а учитель, который имеет специальное образование и знает кучу специальных подходов, именно для таких детей. Обычный подход с ними не работает.
В Израиле такоим детям дают также всякие возможности "обойти" их сложности на контрольных/экзаменах: если трудно писать - печатать на компьютере, или отвечать устно, если трудно читать, то ему зачитывают вслух задания, больше времени на задания и т.д. и т.п.
Т.е. ребенок может проявить свои сильные стороны в результате и у него не создается впечатления, что он "не тянет".

Плюс присоединюсь к мнению про слишком большой вес академических успехов.

Edited at 2017-11-23 02:44 pm (UTC)
From:enorma1
Date:November 24th, 2017 04:11 am (UTC)
(Permanent Link)
Нет, полное обследование порекомендовали после восьми лет, чтобы подтвердить-исключить проблемы с памятью. Диагноз ставил логопед, у нее не learning disability, а language disability, что по сути одно и то же, и дажет право на индивидуальный план обучение и какие-то поблажки, которыми мы пока что не пользовались. Теоретически статус должен помогать и при поступлении в колледж, но на практике - неизвестно.
[User Picture Icon]
From:_vesta_
Date:November 23rd, 2017 07:15 am (UTC)
(Permanent Link)
***Девочка коммуникабельная, никаких проблем с общением, спортсменка, у нее 12 часов спорта в неделю, гимнастика и синхронное плаванье, она пытается компенсировать комплекс с учебой спортивными достижениями, но уже понимает, что этого недостаточно.
Девочка может стать тренером, например. Тот же учитель по сути и ее данных вполне может быть достаточно.
В российских СДЮШОРах занимаются сотни детей, забивших на учебу при приличном интеллекте. Многие из них выучатся на тренеров и неплохо устроятся в жизни, а, если вид спорта популярный ( гимнастика, ФК и т.д.), то зарабатывать смогут лучше программистов.
From:enorma1
Date:November 24th, 2017 04:13 am (UTC)
(Permanent Link)
В России она бы уже училась в спортивной школе или балетном училище, и я бы не беспокоилась:) Но тут, увы, что художественная гимнастика, что синхронное плаванье, не самые популярные виды спорта.
[User Picture Icon]
From:vrakker
Date:November 23rd, 2017 09:01 am (UTC)
(Permanent Link)

У вас в семье какой-то перекос академический, от этого и проблема. Одну мальчику мораль с этикой не завезли, другой плохо социально адаптирован, но их никто не заставляет вкалывать, чтобы исправить эти перекосы. А как академические проблемы - вкалывать надо. Может быть стоит пересмотреть систему ценностей?
Потому что на успех и благополучие в жизни можно смотреть очень по-разному.

[User Picture Icon]
From:fsvetlanka
Date:November 23rd, 2017 02:40 pm (UTC)
(Permanent Link)
+1
У меня одна дочь добрая, вторая умная.
Каждую корректирую в нужную сторону - с одной занимаюсь до умопомрачения (и моего и ее, держится на 4 и 5 - без доп.занятий была бы 3 без разговоров), со второй разговариваю, читаю, привожу примеры, объясняю, требую - если не мораль заложить, то хотя бы на логическом уровне объяснить, почему выгодно быть доброй.
И та, которая добрая, тоже спрашивает почему этим дается легко, а я неделю учила - и 3. Потому что все разные: ты умеешь то-то и то-то (другие никогда не смогут), а они умеют только легко выучить. И неизвестно еще кто в будущем лучше устроится - кому легко давалось или кто работать усердно научился еще в детстве. В классе многие дети априори умнее моего ребенка, но оценки у них хуже. Так что одного ума недостаточно, всегда надо приложить усилия - а это воспитывается.
[User Picture Icon]
From:tassil
Date:November 23rd, 2017 04:22 pm (UTC)
(Permanent Link)
У моих двойняшек нечто похожее: Люде все дается с большим трудом, Рада особо не напрягается. Проблемы с ЦНС, недоношенность на Люсе сказались сильнее чем на сестре. Я ей примерно так и говорю: да, детка, у тебя вот так; давай находить плюсы в твоей ситуации. (Ты учишься трудиться и прикладывать усилия там, где другим этого еще не нужно, но вот станешь постарше - и там нужны будут усидчивость и старательность и ты будешь к этому готова). Разговоры шли лет с 9, особенно с 11 (когда пошли в среднюю школу). Сейчас барышням 14, Люда перегнала Радку по успеваемости.
From:enorma1
Date:November 24th, 2017 04:28 am (UTC)
(Permanent Link)
А она спрашивала, почему у нее эта ситуация, и вы объясняли про родовую травму и она могла понять взаимосвязь? Или просто говорили, что вот ты - вот такая.