?

Log in

No account? Create an account
Oct. 31st, 2011 @ 08:28 am альтернатива наказаниям
About this Entry
ландыш
maiglockchen:
[User Picture Icon]
From:maiglockchen
Date:October 31st, 2011 05:32 am (UTC)

опыт

(Permanent Link)
1. Я психолог по образованию, не практикующий в данный момент.
2. У меня двое детей. 5 лет и 1 год. Девочки.
3. Мой опыт.

Я самая обычная мама, у меня самые обычные дети, в меру шумные, в меру драчливие, в меру хулиганящие, в меру оставляющие за собой кавардак. Я не идеальна, поэтому и не ращу идеальных детей. У меня есть право ошибиться и сделать что-то неверное, тогда я стремлюсь это исправить, если вижу, так и у детей есть это право. И я помогаю исправлять что-то что значимо для детей, меня, мужа или кого-то заинтересованного.

Я в целом придерживаюсь подхода, который можно условно назвать "метод логических последствий", то есть ребенка учу понимать, за что она отвечает, учу устранять самостоятельно последствия того, что она сделала. При этом я ей помогаю это устранять, показывая ей, что я рядом и не надо бояться исправить то, что натворил. Приходилось исправлять в разных сферах. К помощи привлекаю через ее желание. Даже у годоваса есть желание протереть пол тряпкой, двухлетки любят мыть посуду, просто нужно быть готовым поначалу перемывать ребенка, кухню и посуду, но без этого этапа, где есть желание, шагать в следующий тяжело. Сферы ответственности дома у старшего ребенка посильные есть. Например, уборка комнаты. Посильная, значит, родители помогают. Но и ребенок помогает в других делах по желанию. Правила безопасности многократно повторяю, если надо. Не нарушение физических границ объясняю словами либо не даю совершать акт насилия одного ребенка над другим, учу договариваться. Но в отношения с ровесниками уже не лезу без запроса, подрались, сами разрулили, отлично. Стараюсь проговаривать свои чувства, если сорвалась вдруг и прошу прощения, учу ребенка тоже проговаривать, что вызвало его гнев, агреессию и т.д. В сфере познавательно учебной, пока нет школы на горизонте, пока действую через заинтересовывание, пока получается подобрать такие развивалки и занятия дома, чтобы было интересно. Вот, пожалуй, и все методы воспитания. Попробую ответить на частные вопросы с примерами.




Edited at 2011-10-31 05:37 am (UTC)
[User Picture Icon]
From:vereskovi_les
Date:October 31st, 2011 05:47 am (UTC)

Re: опыт

(Permanent Link)
А что делать, если ребенок принципиально не хочет устранять последствия своих действий?
(Речь идет о ребенке во время кризиса трех лет.)
[User Picture Icon]
From:maiglockchen
Date:October 31st, 2011 05:50 am (UTC)

Re: опыт

(Permanent Link)
зависит от ситуации. в целом я не вижу проблемы иногда сделать за него. можно переждать истерику или просто отказ, дождаться хорошего настроения и замотивировать. но если разбил что-то, то придется маме убрать, иначе опасно, но при этом проговорить ваше отношение.

вообще ребенок в кризисе требует бережного отношения. это не значит, что его ото всего надо избавить, но таки да, это тот случай, когда нужны терпение, может, и хитрость.
[User Picture Icon]
From:vereskovi_les
Date:October 31st, 2011 05:56 am (UTC)

Re: опыт

(Permanent Link)
Спасибо!
Да, кажется, подождать - это хороший вариант.
[User Picture Icon]
From:schava
Date:November 1st, 2011 09:38 pm (UTC)

Re: опыт

(Permanent Link)
Как вы мотивируете?
[User Picture Icon]
From:cat_tie
Date:October 31st, 2011 07:23 am (UTC)

Re: опыт

(Permanent Link)
А вот это "учу" - как именно происходит?
[User Picture Icon]
From:maiglockchen
Date:October 31st, 2011 07:36 am (UTC)

Re: опыт

(Permanent Link)
ну например, разбила она чашку. разлила воду. на полу осколки, по ним опасно ходить, это то, что нужно устранять, говорю о последствиях. предлагаю за собой убрать, помогаю, если надо. Например, осколки я скре сама соберу, чтобы не порезалась, она мне может совок подержать, хотя осколки тоже уже умеет собирать аккуратно, дочка может вытереть воду. Ну и своим примером, если я разбила чашку, я тоже проговориваю, что опасно, осколки и сама за собой убираю. Как-то так.
[User Picture Icon]
From:cat_tie
Date:October 31st, 2011 11:22 am (UTC)

Re: опыт

(Permanent Link)
Ага, спасибо)
[User Picture Icon]
From:shvarchik
Date:November 1st, 2011 12:52 pm (UTC)

Re: опыт

(Permanent Link)
а что делать, если ребенка процесс устранения последствий скорее прикалывает? То есть если я не выскажу очень активного недовольства ситуацией, то дочка скорее воспримет это как очень интересное занятие и впредь разбить что-нибудь не станет чем-то нежелательным... Мне приходится скорее наоборот, не разрешать убирать. Обычно я на минуту замолкаю (чтоб просто в себя прийти и не заорать сразу), а потом тихо, но резко говорю - а ну уходи отсюда. Это ужисужис???
[User Picture Icon]
From:erria
Date:October 31st, 2011 07:26 am (UTC)

Re: опыт

(Permanent Link)
а если нечего пока устранять? то есть последствия еще не наступили. например, ребенок хочет стучать по стене или аквариуму деревянным молотком - не хотелось бы дожидаться последствий
[User Picture Icon]
From:maiglockchen
Date:October 31st, 2011 07:45 am (UTC)

Re: опыт

(Permanent Link)
а сколько ребенку? что такое разбитая чашка он понимает? про стену - объяснить, что соседям громко, если не поможет, показать по чему можно стучать: по мату, или чем: подушкой. если и это не поможет - молоток забрать, и сказать, что пойдете на улицу стучать вместе. аквариум я не держала бы так, чтобы ребенок мог достать и разбить, если он пока не понимает меры безопасности, ну и молоток не игрушка ребенку. если он деревянный и игрушечный - стук по стене не очень громкий, если вам громко, найдите, чем и где можно стучать
[User Picture Icon]
From:erria
Date:October 31st, 2011 07:51 am (UTC)

Re: опыт

(Permanent Link)
4 года ребенку.
пример отчасти гипотетический. он просто взял вчера молоток для мяса (деревянный) и хотел на меня охотиться или по чему-то постучать. И мне было некомфортно, что рядом со мной размахивают молотком. Я сказала, что заберу и спрячу.
[User Picture Icon]
From:ira_mf
Date:October 31st, 2011 08:48 am (UTC)

хочу дополнить

(Permanent Link)
вот здесь, мне кажется, скользкое место. забрать молоток - это может быть воспринято как наказание /если что - я за то, чтобы забрать молоток, не сразу, но если остальное безрезультатно - да./

еще когда родитель забирает молоток, ребенок может начать плакать, и родители часто это воспринимают как:
- я наказываю
- я совершаю насилие.

Это та часть, за которую я люблю теорию Ольги Писарик: это слезы тщетности, которые нужно дать выплакать. Это не насилие, а необходимые ограничения.
(Deleted comment)
[User Picture Icon]
From:maiglockchen
Date:October 31st, 2011 12:46 pm (UTC)

Re: опыт

(Permanent Link)
если не разрулили сами и обижают вашего, то да, обнимаете вашего и глядя в глаза обидчику говорите: моего сына обижать нельзя. и с дедушку я попросила бы предприянть меры. и сына тоже учила бы что говорить обидчику.
(Deleted comment)
(Deleted comment)