?

Log in

No account? Create an account
Nov. 19th, 2010 @ 03:04 pm Как мотивировать подростка?
Сыну 11 лет, неумолимо набирает обороты пубертат. Умный, добрый, ответственный мальчишка на глазах превращается в Нечто. Стал агрессивным, учеба ползет вниз, несмотря на мое тщательное проверяние уроков, мыться и стричься тащу на аркане, стал врать. Хочет стать Мастером по у-шу, но на занятиях был всего 3 раза с сентября.
С раннего детства хорошо рисовал, и не просто хорошо - в детском саду занимал первые места на выставках, учился в детской художественной студии, куда за ним лично пришла преподаватель из художественной школы. Лучший преподаватель, увидела в нем талант. И он с удовольствием ходил. А в этом году - стал прогуливать. "Не хочу ходить, вы меня не заставите". А между тем - дома круглосуточно рисует. Я хвалю его на все лады, развесила по стенам его удивительные работы, кто приходит - все ахают, он горд. Но учиться все равно не хочет (( А ведь талант всегда возьмет свое - к 11 классу вдруг захочет идти в художественный вуз, а без базового худ. образования туда дороги нет.
Просится на картинг. Уже ходили на футбол, волейбол, лыжи, плавание - все успешно бросили. Не идет у него спорт. С картингом будет та же история. Но раз уж очень хочет - сказала, что запишу его на картинг, когда у него будет все в порядке в обоих школах, обычной и художественной. Бесполезно.
Учиться не хочет, вставать по утрам куда-то идти не хочет...По дому помогать не хочет.  Хочет валяться перед телевизором и ковырять в носу.
Есть 1,5-годовалая сестренка, очень ее любит, с удовольствием с ней возится. Всё только по его желанию, я не заставляю его ни гулять с ней, ни купать, но он сам вызывается. Даже спать может ее уложить. Иной раз у меня она капризничает, он подойдет - мам, давай я ее покачаю. Завернет в одеяло, побубнит песенку, и она у него на руках засыпает. 

Я составила для него таблицу с вопросами "что я хочу делать? почему мне это надо? что от меня зависит? сколько времени мне на это нужно?" и т.п.  Выяснилось, что амбиции у него внушительные, но делать он для этого ничего не хочет. Показательным был пункт "хочу быть в центре внимания". Каждый пункт с ним обсудили, но для себя я ответа "что же все-таки делать" я не нашла.

Пропадает пацан, а я в растерянности, я не знаю, что делать. Разговоры по душам, угрозы, стимулы, наказания - все это действует максимум на пару дней. Я вижу, что из-за постоянных требований и волшебных пендалей он становится настороженным и напряженным, но если я даю слабину, его начинает заносить окончательно. Контроль его напрягает, но не контролировать нельзя. Все на него жалуются, он запутался, а как помочь, я не представляю.

Наверняка встанет вопрос об отцовском участии - мы с отцом в разводе, но общаемся нормально, сын выходные и праздники проводит у него. Хотя отца он немного побаивается, тот довольно строгий. Дома - отчим, спокойный и миролюбивый человек, с которым отношения скорее как со старшим приятелем. Тот особого рвения в воспитании не проявляет, вперед отца лезть не хочет. Но при случае может побеседовать (если надо что-то объяснить), или поворчать (если что-то натворил).

Буду благодарна неординарным идеям и советам, основанным на личном опыте. А также ссылкам на полезное чтиво на тему мотивации подростков, налаживанию контактов. Кстати, может быть не только для меня, но и для него. Книги он любит - правда, не читать, а слушать.
About this Entry
medusa729:
[User Picture Icon]
From:argghh
Date:November 19th, 2010 10:09 am (UTC)

гипотетическое

(Permanent Link)
Снимите контроль на пару недель. Полностью. Посмотрите, как он отреагирует.
Говорите, что он уже большой и может сам решать.
[User Picture Icon]
From:lazy_mazy
Date:November 19th, 2010 10:19 am (UTC)

Re: гипотетическое

(Permanent Link)
А через две недели, если чуда не поизойдет, что говорить - нет, я решила, что ты недостаточно большой?
[User Picture Icon]
From:irene23
Date:November 19th, 2010 10:19 am (UTC)
(Permanent Link)
из личного опыта. продолжать в том же духе, проверять, любить, заставлять, наказывать. я в возрасте дочери 12 лет, думала, что мир рухнет. устала, от вранья, грубости, ничегонеделанья и своего бессилия, плюс еще была ревность, родился младший ребенок. про себя повторяла, "что вот мы же прошли через это и выросли приличными людьми".
сейчас (15 лет) ситуация лучше. с младшим они друзья и я спокойно их двоих оставляю. с учебой ситуацию держу под контролем, иногда врет, иногда не делает дз. пошла еще на одни занятия. я считаю, что в этом возрасте они должны быть заняты, чтобы ни минуты не было свободного времени.
[User Picture Icon]
From:medusa729
Date:November 19th, 2010 10:23 am (UTC)
(Permanent Link)
Спасибо. Согласна, я вот тоже в подростковом возрасте была совсем не подарок. Правда отношения с мамой сейчас ни к черту - вот ведь еще вопрос, как этого избежать
[User Picture Icon]
From:pypsik_nata
Date:November 19th, 2010 10:20 am (UTC)
(Permanent Link)
http://lib.rus.ec/b/186320 рекомендую
[User Picture Icon]
From:medusa729
Date:November 19th, 2010 10:28 am (UTC)
(Permanent Link)
Спасибо, почитаю
[User Picture Icon]
From:elpervushina
Date:November 19th, 2010 10:25 am (UTC)
(Permanent Link)
Бойярд "Ваш беспокойный подросток"
[User Picture Icon]
From:elpervushina
Date:November 19th, 2010 10:26 am (UTC)
(Permanent Link)
Байярд
[User Picture Icon]
From:lolique
Date:November 19th, 2010 10:46 am (UTC)
(Permanent Link)
не совсем поняла ваших проблем :)))

плохие оценки огорчают, конечно. мой ребенок тоже из отличника стремительно превратился в двоечника примерно в этом же возрасте. теперь к 14 годам медленно, но верно пытается восстановить пошатнувшийся имидж и улучшить показатели. но с другой стороны, некоторые в пубертат вообще пропускают школу, курят, бухают, общаются с родителями матом, убегают из дома и т.д.

а снижение успеваемости - временное явление и, насколько я вижу по окружающим, почти стандартное :)

что касается хобби - что то подсказать сложно. с некоторыми отлично работает трюк от противного. не заставлять, а скорее запрещать (ой, у тебя тогда времени на учебу не будет, не ходи никуда, я запрещаю!) - и тогда ребенок рвется в кружки.
[User Picture Icon]
From:medusa729
Date:November 19th, 2010 10:56 am (UTC)
(Permanent Link)
Проблема в том, как не допустить того, чтобы обычные подростковые трудности превратились в курение-бухание-убегание из дома.
[User Picture Icon]
From:nastashdmaa
Date:November 19th, 2010 10:49 am (UTC)
(Permanent Link)
тут надо учиться отпускать...

Отношения ребёнка и преподавателя в художке - это уже их отношения, они их регулируют сами. тут не Ваша вина - Вы не дожали. И не вина ребёнка. просто преподаватель по каким-то причинам не смог заинтересовать...
У нас такое было. ребёнок ходил заниматься спортом. То "не дойдёт" до тренировки, то занятия неожиданно "отменят", то не найдёт, где раздевалка... В-общем, через пень колоду. Думаю - ну зачем мучать ребёнка? Походит до конца года и уйдём.
А тут неожиданно тренерша нашла к нему подход. Мне кажется, она его просто начала хвалить :) и что? ребёнок несётся теперь на эту тренировку, как лось :) вон школу поменяли, чтобы не мешать занятиям... А я что тут могла сделать?
Подумайте о том,чтобы сменить педагога. Да, может быть та женищина талантливая, заслуженная, хорошо готовит в ВУЗ... Но почему-то именно с Вашим ребёнком у неё нет контакта. Или пускай она сама (не Вы!) с ним поговорит. Редкий ребёнок спокойно заявит в лицо педагогу, что больше не хочет заниматься...

Между нами говоря, для ВУЗа художка не обязательна. Если есть данные и наработана база - программу художки можно пройти за полгода. На курсы походить и поступишь. Если захочешь.

А с хочет-не хочет мы делаем так. Есть вещи,которые человек может сам выбирать - хочешь, валяйся на диване с книжкой, а хочешь - смотри телек. А есть ОБЯЗАННОСТИ. которые выполняет каждый из членов семьи. Это касается не только уроков, но и домашних дел. Это должно быть что-то регулярное, ответственное, и то, от чего все зависят. Обсуждению не подлежит.
например, мой старший выносит мусор (у нас мусорка на улице). Хочет, не хочет - должен вынести раз в день, ну, раз в два дня. Я вот готовить тоже не всегда хочу.
[User Picture Icon]
From:medusa729
Date:November 19th, 2010 11:04 am (UTC)
(Permanent Link)
Преподаватель отличный, и как педагог, и как психолог, контакт с детьми для нее главное. И к моему сыну она нашла подход - и пыталась убедить меня, что на него не надо давить дисциплиной, пусть опаздывает, лишь бы только от души рисовал. И ему определенно такой подход понравился.
Насчет обязанностей - у меня та же позиция. Хочет-не хочет, но те немногие обязанности, что я на него возлагаю (мытье посуды через день и уборка в своей комнате по субботам) выполняются с такими нервами...
Пыталась наглядно изобразить, что будет, если я не буду выполнять свои обязанности - не приготовила ужин. Пыхтел, лазил по холодильнику, но в сознании ничего не сдвинулось))
[User Picture Icon]
From:no_name_x
Date:November 19th, 2010 10:51 am (UTC)
(Permanent Link)
похожая ситуация (ребенку - 12 лет)... чем дальше, тем круче поведение и куча лени.

есть проблемы в учебе (когда слушает и все делает - 5-ки, когда ленится - 2-ки), мне казалось, что проблемы в дефиците внимания (легко отвлекается на уроках и ничего не слушает, занимается своими делами, своими мыслями), поэтому повела в институт мозга ран, там протестировали и сказали, что все нормально, никакого дефицита внимания нет.

спрашиваю, так в чем же дело? что он так легко отвлекается на уроках? когда же он начнет сам себя контролировать и учиться нормально? мозг есть (когда что-то нужно - вещи невероятные делает), дефицита внимания нет, значит, дело только в лени?... как же мотивировать? на что доктор мед.наук, заведующий центром мне сказал: учиться начнет, когда появится самомотивация, а самомотивация обычно появляется лет в 15-16, а до этого - контролировать, разговаривать, заинтересовывать, заполнять его свободное время интересными занятиями... и терпения набраться.
вот как-то так...
я стараюсь на амбиции давить: говорю, что из хорошей школы - пойдет в дворовую, обсуждаем, чем хотел бы заниматься, и что для этого нужно (+устанавливаю понятный режим дня), да и компа сейчас на одну четверть лишила (за плохие оценки) - вроде, действует, посмотрим, что получится.
[User Picture Icon]
From:medusa729
Date:November 19th, 2010 11:16 am (UTC)
(Permanent Link)
К доктору мед.наук стоит прислушаться. А компа тоже лишила, и похоже, он скорее от компа готов отказаться, чем заставить себя что-то делать((
[User Picture Icon]
From:natka_belka
Date:November 19th, 2010 10:54 am (UTC)
(Permanent Link)
не психолог. Но мне кажется, что рано говорить о том, что мальчик неприменно захочет пойти в художественный вуз, если он волшебно рисует. Я сужу по своему брату, который обладает абсолютным слухом, играет на 3-х музыкальных инструментах, с раннего детства очень много занимался музыкой, всегда занимал первые места на городских и областных конкурсах, солировал в местном (взрослом) ансамбле и т.п... его с удовольствием бы взяли в любое музыкальное училище, но он пошел на энергетический факультет и сейчас работает по специальности. Он по-прежнему любит музыку, но музыка у него исключительно для души.
[User Picture Icon]
From:medusa729
Date:November 19th, 2010 12:29 pm (UTC)
(Permanent Link)
Тут вопрос не конкретно о художествах, а скорее о том, что человек не хочет двигаться даже в ту сторону, которую сам выбирает
[User Picture Icon]
From:ch_oleg
Date:November 19th, 2010 11:01 am (UTC)
(Permanent Link)
У меня тоже амбициозный мальчег тово же возраста. Да стал грубить, может огрызнуться, где то прикрикнуть. Но нам уже 11 лет ))) добро пожаловать в переходный возраст ))), который может быть осложнен следующим

1. Ревность к сестренке. Не смотря на то, что ребёнок её любит, что не мешает ревновать. Тем более что отцы разные. Это может не выражаться на ребёнке, а вот что у него творится внутри вы не знаете (не уверен, но может быть).
2. Не участие отчима в воспитании. Не смотря на отношения с отцом, участие отчима в воспитании и жизни ребёнка необходимо, вы же не на разных полюсах живете, а я уверен, что ваш сын хочет более тесных отношений (плавали знаем, сам отчимом воспитывался, за что ему большое спасибо, именно отчиму, а не отцу) так как ребёнок живет в семье и видит разницу в отношениях к нему и сестре, и это его может сильно задевать, отсюда и такое протестное поведение.
3. Я не знаю как у ребёнка отношения с отчимом, и у вашего мужа с дочкой. Возможно ребёнок винит или вас или мужа в разводе, так как он видит, что к нему отношение другое.

Всё ИМХО, так как сложно что-то советовать не зная какие у вас отношения в семье. Я бы на месте отчима больше общался с ребёнком, более интересовался его жизнью и вы вместе должны заниматься воспитанием сына, а его родной отец тут уж пусть не вмешивается и придерживается вашей линии воспитания.
[User Picture Icon]
From:carpe_diem
Date:November 19th, 2010 11:15 am (UTC)
(Permanent Link)
+1 к неучастию мужчин в жизни

во всех психологических книгах пишут, что в таком возрасте у подростка должен быть мужчина-наставник
[User Picture Icon]
From:ira_mf
Date:November 19th, 2010 11:19 am (UTC)
(Permanent Link)
мне кажется, что
вы пытаетесь дать ребенку 11 похвалу.
похвала актуальна в дошкольном возрасте и возрасте начальной школы.
сейчас гораздо актуальнее тема самостоятельности и признания его отдельности. и вашей беспомощности в том, чтобы заставить его делать так, как вы требуете, на 100%. "да, дитя, ты отдельно, а я не всесильна в отношении тебя".

путь "ах, ты взрослым хочешь быть? ну тада ваще все сам решай" - я думаю, тупиковый.
мне более перспективным представляется путь поиска максимально большего количества зон ЕГО ответственности. в которые вы не лезете никак.
[User Picture Icon]
From:medusa729
Date:November 19th, 2010 11:36 am (UTC)
(Permanent Link)
"путь поиска максимально большего количества зон ЕГО ответственности" - например?
[User Picture Icon]
From:biobaba
Date:November 19th, 2010 11:22 am (UTC)
(Permanent Link)
Вы так переживаете, что ребенок потом не сможет поступить в художественный ВУЗ, что даже странно... Моя первая школа была художественной, и те мои одноклассники, что пошли по этой стезе, нашли потом работу кто барменом, кто продавцом... Вы действительно хотите, чтобы он получил именно художественное образование?
По поводу спорта тоже расстройство не очень понятно.

Нет, я понимаю, что вы вообще беспокоитесь о ребенке, но конкретные претензии (не рисует, на футбол не ходит) выглядят как-то... недальновидно, что ли. Несерьезно.

[User Picture Icon]
From:medusa729
Date:November 19th, 2010 11:39 am (UTC)
(Permanent Link)
Это частные примеры. Я переживаю, что он не хочет шевелиться даже там, где хочет добиться успеха. Хочет быть мастером у-шу , но на занятия не ходит. Лежит и мечтает, каким он будет крутым у-шуистом. Вопрос в том - как объяснить, что иногда надо делать даже то, что делать не хочется.
[User Picture Icon]
From:nastjabro
Date:November 19th, 2010 12:04 pm (UTC)
(Permanent Link)
Не пропадает Ваш пацан, а просто взрослеет. Не будет он больше покладистым маленьким мальчиком, которым все восхищаются. Перестает оправдывать Ваши ожидания. Вы видите его студентом художественного вуза, а он сам себя начал видеть человеком, вправе выбирать свое будущее, у него мечты разнообразные, он хочет всего попробовать и вовсе не готов в 11 лет выбрать профессию на всю жизнь. То что стал хуже учиться - это очень частое явление и вовсе не катастрофа. Уже даже научные исследования показали, что подростки в этом возрасте реально в чем-то глупее, чем были раньше и будут впоследствии. Мозг перестраивается, это потом проходит. И по-хорошему им бы не в школу сейчас ходить, а отправить бы на пару месяцев в экстремальные условия выживания - объективной пользы от этого вроде как было бы больше. ТОлько в реальности, к сожалению, трудновыполнимо.
Кроме того, художественная школа учит ремеслу и технике, но часто ограничивает в творчестве, чем вызывает протест у художника. Вполне возможно, что сын видит себя именно художником, а не ремесленником-живописцем. А художники, кстати, очень непростые люди.
Самое сложное и важное с подростком - это сохранить с ним контакт, и угрозы, наказания и перманентный контроль тут вряд ли помогут. Только разговоры.
Просто с ним Вам не будет, это точно. И полностью оградить его от ошибок Вы не сможете. Но пока ничего такого особо страшного и необычного с ним не происходит.
Наш директор школы знакомство с родителями начинает всегда с одной и той же фразы: "Пубертет - это когда родители начинают себя вдруг очень странно вести и дико напрягать". Так что нам стоит учиться относиться к детям по-другому в первую очередь
[User Picture Icon]
From:medusa729
Date:November 19th, 2010 12:48 pm (UTC)
(Permanent Link)
Да не в художественном вузе дело-то. Лежит пузом на диване и ничего не хочет. Пусть лежит?
[User Picture Icon]
From:kornienko_anna
Date:November 19th, 2010 01:23 pm (UTC)
(Permanent Link)
Для мальчика определенно рекомендую вот эту книгу Шона Кови "7 навыков высокоэффективных тинейджеров" http://www.ozon.ru/context/detail/id/5020063/
Особенно подойдет ему, поскольку у него есть амбиции. Поможет научиться ему добиваться целей, ведь никто этого с рождения не умеет.
Удачи!
[User Picture Icon]
From:no_name_x
Date:November 19th, 2010 02:42 pm (UTC)
(Permanent Link)
а я папу читала - стивена кови :-)
[User Picture Icon]
From:chernitsky_alex
Date:November 19th, 2010 04:20 pm (UTC)
(Permanent Link)
Причина здесь: "Отца он немного побаивается, тот довольно строгий. Дома - отчим, спокойный и миролюбивый человек, с которым отношения скорее как со старшим приятелем. Тот особого рвения в воспитании не проявляет..."
(Далее у Вас "вперед отца лезть не хочет", но это к делу не относится, Ваш сын - чужой для отчима, он никуда лезть не собрается вовсе.)
Пацан дурит, т.к. фактически безотцовщина.
[User Picture Icon]
From:lolique
Date:November 20th, 2010 09:40 am (UTC)
(Permanent Link)
ну ну. т.е. те мальчики, которые без отца вырастают, автоматически по вашему мнению будут дурить?

у меня сын без отца растет. никаких особых дурений не вижу. причем он не единственный на свете без отца, примеров таких полным полно вокруг. нормальные мужчины вырастают, ответственные и положительные.
[User Picture Icon]
From:katia_vorobieva
Date:November 21st, 2010 11:26 pm (UTC)
(Permanent Link)
спасибо за тему. с интересом почитала. почерпнула для себя много нового. к сожалению, по теме не могу высказаться, так как сама мама малышей.