?

Log in

Jan. 21st, 2008 @ 09:57 am модераторское. о жестоком обращении с детьми.
Мы, модераторы данного сообщества, не можем пройти мимо этой темы. Участники сообщества живут в разных странах, законодательство, касающееся обращения с ребенком везде разное, традиции разных обществ и культур различны, поэтому истины в последней инстанции в этом вопросе нет. Однако, мы, придерживаясь единой точки зрения, не можем не донести ее до сообщников. Приносим свои извинения за отсутствие ката, тема очень важная, скрывать часть текста мы не хотим.


Жестоким обращением с детьми считают (педагогический энциклопедический словарь), умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка. Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое насилие - нанесение физических повреждений, телесных наказаний, а также вовлечение детей в употребление алкоголя, наркотиков; сексуальное насилие - использование ребёнка для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых, вовлечение в занятия проституцией детской, в т.ч. используя порнографическую литературу, фотографии, кинофильмы и т.п. с целью извлечения прибыли; психическое (эмоциональное) насилие - отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т.п.); пренебрежение основными потребностями ребёнка - отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии. В силу своего социального статуса ребёнок находится в зависимости от взрослых и является наилучшим объектом для проявления низменных человеческих качеств.


Мы согласны с такой трактовкой, а посему шлепки и другие виды телесных наказаний относим к жестокому обращению с ребенком.

Мы полностью разделяем мнение А. Варги, изложенное в ее статье о разных формах домашнего насилия, в том числе и о шлепках и о крике дома и т.д. Ознакомьтесь с ней, пожалуйста.

Физические наказания помимо причинения боли унижают достоинство ребенка, запугивают его (особенно наказание совершенное родителем не в аффекте, а хорошо обдуманное и если ребенок был предупрежден заранее), показывают ему, что с помощью насилия можно управлять, подавляют его волю и желания. Многие считают шлепки и подзатыльники чем-то безобидным. Мы не разделяем их мнение. Читающие по-английски могут ознакомиться со следующими ссылками на эту тему: 1, 2, 3

whatevergospodi перевела одну из них и дополнила пунктом про российские реалии.
*****************************************************************************************************
1. Когда большой, значимый взрослый бьет маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность и фрустрацию. Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным. Учите своих детей, КАК вы хотите, чтобы они себя вели. Маленькие дети обычно не понимают, что они делают неправильно. Обязательно будьте последовательны в своих примерах.

2. Когда вы бьете ребенка, вы не учите его решать проблемы. Вы только заставляете чувствовать его плохо по отношению к самому себе. Низкая самооценка может остаться у него на всю жизнь. И следите за своими словами - они могут ударить еще сильнее.

3. Физическое насилие приводит к тому, что у ребенка появляется желание отомстить. Учите своих детей с помощью слов, речи. Старайтесь добиться понимания ими правил, которые вы установили у себя дома. Это могут быть правила безопасности, времени и порядка принятия пищи или отхода ко сну. Сделайте все возможное, чтобы правила были максимально простыми и соблюдались всеми членами семьи.

4. Физические наказания смещают понимание ребенком "правильного и неправильного". Только подумайте - имеет ли смысл бить ребенка за то, что он только что ударил кого-то? Уведите, уберите ребенка с того места, где он только что кого-то ударил. Будьте последовательны и жестки (в следовании правилам). Каждый раз давайте ребенку знать: какое поведение вы от него ожидаете и что случится, если он не сделает этого (пойдет в свою комнату, не будет смотреть телевизор или потеряет какую-то другую привелегию).

5. Если вы бьете ребенка, вы тем самым показываете ему, что бить - это нормально и приемлемо. Дети будут думать, что это нормальная практика - добиваться желаемого с помощью насилия. Учите своих детей другим способам выражать свои эмоции, например, словами. Затем - примите, покажите им, что вы принимаете их чувства и эмоции. Покажите, что вам не все равно.

6. Физическое насилие травмирует эмоции ребенка. Оно также может повлиять на успеваемость ребенка в школе и взаимоотношения с друзьями. Замечайте и поддерживайте все хорошее, что делает ваш ребенок. Дайте ему знать, что вы любите его просто за то, что он у вас есть.

7. Поведение детей, которых бьют, становится агрессивным и деструктивным. Физическое насилие дает ребенку больше оснований для плохого поведения. Оно как бы учит их "ты плохой, поэтому ты можешь, имеешь право делать плохие вещи". Когда ребенок постарше делает что-то плохое, попробуйте использовать "тайм-ауты". Благодаря тайм-ауту, вы изолируете ребенка прежде всего от себя на несколько минут. Посадите его на стул или кресло, лестницу, или отведите в свою комнату. Пусть он вернется оттуда тогда, когда он сможет контролировать свои действия (но ребенок не должен оставаться там часами! Обычно тайм-аут длится несколько минут, до 10). При этом не забывайте поддерживать своих детей, когда они поступают правильно и делают хорошие вещи.

8. Физическое насилие не учит детей внутреннему контролю. Никогда не шлепайте ребенка. Ребенок, которого шлепают, никогда не научится управлять своим поведением: он всегда будет искать кого-то еще, кто бы говорил ему, что правильно делать, а что неправильно. Такие дети обычно руководствуются принципом: "Я не должен ничего делать, иначе меня накажут", вместо " я не должен делать плохие вещи, потому что они плохие". Ваши ожидания должны быть по максимуму четкими. Поощряйте своего ребенка, когда он дружелюбен и настроен на сотрудничество. Поддерживайте его, когда он делает свой собственный хороший выбор.

9. Физическое насилие в любом виде пугает ребенка. Контролируйте себя. Ничто не поможет ребенку, который себя не контролирует, лучше, чем взрослый, остающийся спокойным. Учите детей справляться с собственным гневом и эмоциями и не позволяйте им овладеть собой. Помните, что вы - взрослый человек.

10. Иногда слишком уставший или встревоженный родитель начинает трясти кричащего малыша - как грудного возраста, так и старше. Так делать нельзя ни в коем случае - это может привести к слепоте, повреждениям мозга или даже смерти ребенка. Что делать? Остановитесь! Если вас "достает" плач, обратитесь за помощью к другу, родственнику, соседке, попросите их посидеть с ребенком хоть десять минут, пока вы примете душ или просто выйдете на улицу, успокоитесь. Научитесь просить и принимать помощь других людей. В крайнем случае оставьте грудного ребенка в кроватке или манеже и уйдите в душ на 5 минут - пусть лучше ребенок плачет, чем вы причините ему непоправимый вред.

11. Никогда не бейте ребенка, чтобы прекратить то или иное его нежелательное поведение "на людях". К сожалению, многие мамы и папы стесняются того, что ребенок время от времени выходит у них из-под контроля и это видят другие люди (а иногда и комментируют). И предпочитают прекратить это поведение с помощью насилия. Поймите, что как вам может быть неудобно, что ребенок раскапризничался на улице, в магазине, на празднике, ребенку в сто раз тяжелее пережить насилие, совершенное на виду у других (а что еще хуже - с одобрения чужих людей). Кроме того, вы таким образом даете понять ребенку, что его эмоции и его мнение ничего не значат для вас. Запомните - ребенок не может и не должен быть "удобен" окружающим, это не игрушка, которую можно в нужный момент положить в ящик или выключить. Постарайтесь подстроиться под ребенка, зная его расписание, пристрастия и заранее подумав, в каких случаях возможны конфликты. Даже если возникла непредвиденная ситуация, нет ничего страшного в том, что ребенок плачет или капризничает. Возьмите его на руки и идите домой, или отойдите в сторону, сядьте на лавочку и подождите, пока он успокоится. Стыдно должно быть посторонним наблюдателям, но не вам.

Если вы думаете, что ваши собственные проблемы оказывают влияние на то, как вы воспитываете своего ребенка, остановитесь, подумайте и обратитесь за помощью. В Интернете можно найти группу поддержки и поговорить о своих проблемах - анонимно или даже найти локальную помощь в своем городе.

Если вас наказывали в детстве, очень легко передать это поведение дальше. Вспомните, как вы себя чувствовали ребенком. А также попытайтесь найти время для себя. Вы почувствуете себя лучше и станете лучшим родителем своему ребенку.
****************************************************************


К физическим наказаниям чаще всего прибегают родители, которым важен тотальный контроль за поступками своего ребенка. Которые не признают у ребенка права на ошибку. Своим контролем они подавляют стремление ребенка самого отвечать за себя и свои поступки. Итог у таких методов воспитания в целом плачевен: подавленная личность с низкой самооценкой либо точно такой же тиран, применяющий силу и к своим детям и к своим престарелым родителям.

Если вам кажется, что ребенок не справляется с вашими требованиями к нему и за это вы его шлепаете, почитайте эту статью, возможно, это про вашу ситуацию.

Часто приходится слышать, что физически наказывают за серьезные проступки. Но на самом деле почти все серьезные проступки имеют за собой психологическую причину. Например, кража. Вот хорошая статья на эту тему. И не физическое наказание в этом случае, а поиск и устранение причины могут помочь. В этой ситуации как никогда важны доверительные отношения, а унизительное наказание их подорвет.

Так же часто физически наказывают или угрожают наказать, если ребенок не делает чего-то, чего от него ожидают. Например, не ест или не делает уроки. Прием пищи, сопровожденный страхом и наказанием, может привести к серьезным психосоматическим проблемам. Уроки сделанные под страхом наказания не приводят к трудолюбию и познавательной деятельности, увы. Проблему отсутствия мотивации наказанием не решить.

Многие родители спрашивают, как, если не наказанием, воспитывать ребенка и вырастить из него хорошего человека? Как привить ему нормы общества в котором он живет? Как добиться от него помощи? В одном посте этого не описать. Мы рекомендуем обратиться к книгам Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком как?» (Ссылка на нее на Озоне) и И. Млодик «Книга для неидеальных родителей» (Ссылка на нее на Озоне). В книге Млодик есть очень славная мысль на эту тему. Что воспитывать - бесмысленно. Потому что, если вы говорите ребенку об уважении старших, а при этом хамите теще, то ребенок никогда не будет старших уважать и ваши слова будут просто сотрясать воздух. А если вы сами уважительно относитесь к старшим, то и воспитывать не надо. Ребенок скопирует вас рано или поздно.

Эти книги не дают исчерпывающих ответов, их и не может быть, но они заставлют задуматься о ребенке, его внутреннем мире и переживаниях, которые нельзя не брать в расчет.

Бывает, что ребенок достал. Действительно достал. А мама устала и сорвалась. Что же делать? Извиниться. Извиниться именно за такую собственную реакцию и спокойно объяснить, какие действия ребенка так расстроили маму. Если не в ребенке было дело, а он просто под руку попался, тем более извиниться и объяснить свое состояние.

Но такой срыв не может быть нормой. Если с вами это происходит все чаще и чаще, скорее всего, причина не в ребенка, а в вас и вам необходима помощь со стороны.

Бывает, что ребенок вас не слышит, хотя вы повторили миллион раз? Не обязательно шлепать, можно физический контакт сделать позитивным, так как это описано по этой ссылке.

Мы добавляем в правила пункт, согласно которому любой пост или комментарий, оправдывающий любой вид жестокого обращения с ребенком будет считаться оффтопом, удаляться, автор будет предупреждаться, а после повтора комментария или поста банится.

Мы сообщество о детской психологии. Мы повернуты лицом к ребенку. Жестокости и насилию тут не место.

С уважением,
ваши модераторы
svetlyachok, whatevergospodi, maiglockchen
About this Entry
модератор psy_baby
maiglockchen:
[User Picture Icon]
From:maxima_for
Date:January 21st, 2008 07:15 am (UTC)
(Permanent Link)
спасибо за нужную и важную тему.
[User Picture Icon]
From:redlis
Date:January 21st, 2008 07:17 am (UTC)
(Permanent Link)
Да, и за пункт в правилах.
[User Picture Icon]
From:nadha
Date:January 21st, 2008 07:18 am (UTC)
(Permanent Link)
Спасибо за пост и ссылки.
[User Picture Icon]
From:olga_moskowska
Date:January 21st, 2008 07:19 am (UTC)
(Permanent Link)
*аплодирует стоя!*
молодцы!
[User Picture Icon]
From:salembo
Date:January 21st, 2008 07:24 am (UTC)
(Permanent Link)
думаю, стоит осветить еще и тему психологического давления и насилия. потому что многие ребенка за всю жизнь не тронули, а вырос забитый угрюмец. потому что удар - он и есть удар. а вот отличить лояльное любящее отношение от не менее любящего, но авторитарного - труднее гораздо.
пишу это, как человек, которого в детстве били и прессинговали. и который, хоть и не бьет, но часто давит на собственного ребенка. пытаюсь с этим бороться.
[User Picture Icon]
From:whatevergospodi
Date:January 21st, 2008 07:26 am (UTC)
(Permanent Link)
вот статья Варги очень хорошая на эту тему. И нижняя ссылка на дискуссию и выжимки из жж давние у Ольги Московской.

собственно, у Гиппенрейтер тоже в книжке есть многое.
From:class_mate
Date:January 21st, 2008 07:28 am (UTC)
(Permanent Link)
Большое спасибо за пост! Я очень надеюсь, что те, кто считает насилие в семье допустимым, задумаются... и что-то поймут.
[User Picture Icon]
From:berega
Date:January 21st, 2008 07:30 am (UTC)
(Permanent Link)
Большое спасибо за пост!
[User Picture Icon]
From:krolt
Date:January 21st, 2008 07:33 am (UTC)
(Permanent Link)
полностью согласна и поддерживаю.
[User Picture Icon]
From:skrizhal
Date:January 21st, 2008 07:35 am (UTC)
(Permanent Link)
Большое спасибо, очень хорошо, что появился новый пункт в правилах.
[User Picture Icon]
From:nyurka
Date:January 21st, 2008 07:37 am (UTC)
(Permanent Link)
Присоединяюсь к апплодисментам.
Спасибо.
[User Picture Icon]
From:renfry
Date:January 21st, 2008 07:37 am (UTC)
(Permanent Link)
Какое счастье, что я, оказывается, психически нормальная :) А то последнее время мне казалось, что я чуть ли не единственный человек, который не считает нормальным бить детей.
Спасибо за пункт и вообще за тему.
[User Picture Icon]
From:vesnushka_l
Date:January 21st, 2008 07:37 am (UTC)
(Permanent Link)
Нормальные мамы и так детей не бъют, а когда как вы сказали, срываются, потом и замиряются, чувствуя свою вину, а до других, что бъют на регулярной основе, вы хоть 100 ссылок дайте, ничего это не изменит.
[User Picture Icon]
From:whatevergospodi
Date:January 21st, 2008 07:52 am (UTC)
(Permanent Link)
все меняется. И в других странах, где сейчас это законодательно запрещено, когда-то в школах били детей, и это было нормой. Тем не менее - изменилось. Чем больше будет информации, чем больше будет поддержки и реальных положительных примеров - тем больше влияния и на тех, что "бьют на регулярной основе".

в той же англии - физические наказания детей в школах были приняты до каких-то там лохматых 80-х годов, что ли...
В штатах до сих пор есть штаты, где этот пункт в школьных правилах не отменен. В то же время в иных штатах законодательно закреплен запрет на физические наказания. Ну и не шлепают детей просто так на улице, "для профилактики".
так что главное - работай, негр, работай, солнце еще высоко :))
[User Picture Icon]
From:tyava
Date:January 21st, 2008 07:40 am (UTC)

спасибо за статью.

(Permanent Link)
Семья как известно ячейка общества.Пока это будет приемлемо в глазах многих,у матерей будет оправдание.
Многие беременные сейчас посещают дородовые курсы,это модно.Было бы замечательно,если б стало модно учиться понимать своего ребенка.Тогда,возможно,это станет нормой поведения.
[User Picture Icon]
From:yukkulent
Date:January 21st, 2008 07:52 am (UTC)
(Permanent Link)
а мне что то представиласть другая ситуация, вот приходит человек, считающий нормальным шлепать и громко кричать на ребенка. унижать его. и лишая такого человека возможности высказаться, мы лишаем себя возможности с ним поговорить, дать материал, может быть заставить задуматься - и это может быть важно! не заткнуть баном рот сходу...

или я чего то не понимаю?
[User Picture Icon]
From:maiglockchen
Date:January 21st, 2008 07:57 am (UTC)
(Permanent Link)
мы тоже об этом думали. но к сожалению, практика показала, что выссказывающихся за насилие большинство, увы. и наши голоса просто тонут :(
From:brachiopoda
Date:January 21st, 2008 07:53 am (UTC)
(Permanent Link)
поддерживаю
[User Picture Icon]
From:ushastiy
Date:January 21st, 2008 08:07 am (UTC)
(Permanent Link)
спасибо, отличный информационный пост, сохраню себе, чтобы в случае чего - не в морду, а дать почитать :)
[User Picture Icon]
From:laniana
Date:January 21st, 2008 08:17 am (UTC)
(Permanent Link)
Очень качественно сделано! Сейчас сделаю ссылку
[User Picture Icon]
From:rhscrf
Date:January 21st, 2008 08:20 am (UTC)
(Permanent Link)
абсолютно согласна, спасибо.
[User Picture Icon]
From:masha_shelly
Date:January 21st, 2008 08:24 am (UTC)
(Permanent Link)
полностью поддерживаю! пусть хоть в этом сообществе насилие будет НЕ НОРМОЙ... в отличие от нашего общества, где из всех дыр СМИшных только и слышно, что кто-то что-то с ребенком сделал..(((
[User Picture Icon]
From:julia_vir
Date:January 21st, 2008 08:32 am (UTC)
(Permanent Link)
хороший пост..
сама отношусь к тем мамам которые против физ. наказаний, но бывало срывалась...
постараюсь найти время перечитать все ссылки...
вот пришла в голову идея, что этому надо учить со школы, что бы молодые родители основывались больше на законадательсте, чем на традициях воспитания в своих семьях .... меня в детстве били (((

извините если коряво выразила мысль...
[User Picture Icon]
From:cielly
Date:January 21st, 2008 08:37 am (UTC)
(Permanent Link)
да.
спасибо!
From:yezhonka
Date:January 21st, 2008 08:45 am (UTC)
(Permanent Link)
Поддерживаю.
[User Picture Icon]
From:ekgshka
Date:January 21st, 2008 08:45 am (UTC)
(Permanent Link)
После нескольких кошмарных, на мой взгляд, постов и обсуждений тут, мне стало просто противно заходить в сообщество. Напрочь исчезли точки соприкосновения, везде сквозил какой-то изуверский подход к воспитанию детей.
Я очень рада, что ситуация прояснилась и мое впечатление от сообщества оказалось ошибочным.
Спасибо вам за этот пост.
[User Picture Icon]
From:solncepoksa
Date:January 21st, 2008 09:01 am (UTC)
(Permanent Link)
Хороший пост.
Но выход ли: забанить бьющих родителей?
[User Picture Icon]
From:maiglockchen
Date:January 21st, 2008 12:09 pm (UTC)
(Permanent Link)
это, конечно, не выход. Вы правы. Просто это вынужденая мера после печального опыта постов с комментариями под тысячу, большинство из которых поддерживает шлепки, подзатыльники и т.д. И наши комментарии просто тонут в мнении большинства.
[User Picture Icon]
From:anastory
Date:January 21st, 2008 09:07 am (UTC)
(Permanent Link)
Абсолютно согласна. Сохраню себе.
[User Picture Icon]
From:githa
Date:January 21st, 2008 09:07 am (UTC)
(Permanent Link)
Огромное спасибо и за позицию, и за пункт в правилах. Всецело поддерживаю.